?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бакаев А.М. краевед-археолог

Берендеево болото находится на юге Ярославской области или, как писали в своё время Брокгауз и Ефрон, «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4 – 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» [1].

1

Болота, топи с древних времен для человека были не нужной, не пригодной для жизни землей. Для людей они являлись ещё и неразгаданной тайной. Издавна человек наделял болота различными легендами, сказками и преданиями. Разгадать загадки болот пытались многие исследователи. Всё было тщетно, пока человек не понял, что болота – это кладовые горючего топлива – торфа (речь идет о верховых торфяных болотах).

С давних пор о Берендеевом болоте, о его несметных богатствах, погребённых в топях, ходили легенды и сказы. Ещё два столетия назад одного из потомков кабинет-секретаря Петра Первого Н.П. Макарова эти предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с болотом, именуемой в народе Волчья гора. На этой возвышенности, среди дремучего леса, ему попались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые.

В 1820 году поисками сокровищ занялся Д.И. Хвостов, который нашел здесь земляные укрепления древнего городка.

Все записки этих людей хорошо изучены и опубликованы [2; 3, стр. 15 – 16; 4].

Славяне-кривичи стали жить здесь, на возвышенных берегах рек и ручьёв. Основным родом занятий славян было огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыбная ловля. Рядом со своими поселениями славяне располагали кладбища – курганные могильники. Ближайшие из них к Берендееву болоту находятся у деревни Киучер. Топонимика местности имеет славянские корни: речки Трубеж, Соболка, Ивановка, Чернуха, деревни Василисино, Родионцево, Лаврово, Давыдово [5], Милославка [6]. Происхождение названия самого Берендеева болота до сих пор остаётся загадкой. Одни исследователи [7] связывают это название с племенной группой берендеев, хорошо известных историкам [8; 9, стр. 343 – 346], изучающим Киевскую Русь 12 века. Якобы, чёрные клобуки (так называли их русские летописи за высокие меховые шапки, которые берендеи носили на головах) попали сюда на договорных условиях для охраны княжих границ. Но, вряд ли от этих кочевых степняков произошло название болота. А.Л. Никитин связывает этот топоним со славянскими словами: бередит, т.е. тревожит.

На наш взгляд, что этот топоним более древний и в корне его лежит слово «медведь» – бер, священное табуированное название, деять, русск. делать – «бером деянные» («люди-медведи», «люди-волки») – не отсюда ли название «Волчья гора»?

Предания об этих людях передавались из поколения в поколения, обрастали вымыслами и небылицами. До нас они дошли в виде сказок и легенд. Одну такую, в начале 20 века записал переславский краевед и этнолог М.И. Смирнов в селе Лаврово, а в 1919 году – собиратель местного фольклора – легенд, преданий, сказок и песен – С.Е. Елховский обработал её, придав ей поэтический смысл [10].

2

Существует несколько легенд о царе Берендее, его дворце, золотой карете.

В основном, это интерпретации поэтической легенды. Также существует ряд легенд о каменной бабе:



«Мать, по имени Рогнеда, идёт к озеру и ищет своего сына. Находит его утопленным. Проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото».

Интересно то, что более древние сказания переплетаются с более поздними. Несомненно, что на глазах людей озеро за 3 – 4 тысячи лет превратилось в топкое болото.

Именно эти легенды побудили ещё в конце восемнадцатого столетия некоторых исследователей к поискам городка на высокой горе. Подходящим ориентиром как раз и служила Волчья гора, которая была свободна от леса, и действительно здесь находились земляные валы, что подтвердили Д.И. Хвостов и А.А. Селиверстов.

В апреле 1848 года, в окрестностях Берендеева болота побывал А.Н. Островский, который от местных жителей также услышал много легенд и сказок. Персонажи их легли в основу пьесы-сказки «Снегурочка». Про местных жителей он говорил языком царя Берендея в третьем действии сказки:



«Народ великодушный
Во всём велик – мешать с бездельем дело
Всё станет он: трудиться, так трудиться,
Плясать и петь – так вдоволь до упаду.
Взглянув на Вас разумных оком, скажешь,
Что вы народ честной и добрый».


Еще раз побывал А.Н. Островский в 1868 году, когда в этих местах была построена железная дорога и станция Берендеево.

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий», на Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин писать очерки о торфоразработках. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца». Ему так понравилась дикая красота этого края, что он, будучи почти семидесятилетним, в 1941 году поселился в усадьбе – музее.

«Ботик» на Плещеевом озере. В лихие годы войны он часто посещал окрестности Берендеева болота, много беседовал с местными жителями, охотился.

Часто здесь бывал переславский историк и краевед М.И. Смирнов, который также искал археологические объекты. Он открыл славянские курганы в деревнях Киучер и Василисино. Он надеялся обнаружить на Волчьей горе легендарный Гридин городок, но безуспешно. Все свои поиски он отразил в дневниковых записках. В них найдены записи поиска и каменной бабы.

Первое упоминание о каменной бабе относится к 1830 году в журнале «Пешеходцы от Москвы до Ростова».

В 1869 году ярославский краевед В.И. Лествицин в своих путевых заметках подтверждает нахождение таковой в окрестностях Берендеева болота.

В 1928 году, краевед Л. Гамельман так же предпринял поиски «бабы». Он не нашел её, зато записал рассказ слепого столетнего жителя села Чернецкого Ф.П. Щетинина, утверждавшего, что она раньше находилась у села Чернецкого, величиной была в печь, имела фигуру и лицо женщины. Во время постройки Северной железной дороги её разбили на куски и их уложили в основания железнодорожного моста через речку Трубеж. И он, якобы перевозил эти камни через болото.

В 1940 году Ярославский антирелигиозный музей предпринял попытку вновь отыскать каменную бабу, но опять безуспешно.

3

В 1960 году уже историк В. Сагетдинов осуществил поиски той же «бабы». И он её не нашел, но утверждал, что открыл капище с каменными фигурами.

В 1965 году Волчью гору посетили сотрудники Переславля-Залесского историко-художественного музея: К.И. Иванов, В.И. Панфилов, А.А. Зеленцов и С.Д. Васильев. Последний писал, что их разведкой обнаружены земляные укрепления городища.

В 1966-67 годах на Волчьей горе провел разведку археолог А.Л. Никитин [2].

Место нахождения каменной бабы, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад.

Нами также была проведена разведка на горе и её окрестностях. У подножья Волчьей горы, в песчаном карьере много внушительных размеров валунов. Некоторые по форме напоминают сидячих зверей или фантастических персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Совсем недавно мне сообщили о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово. В древности человек поклонялся таким камням, приносил им в жертву разные дары. И нет ничего удивительного, что отголоски славянских (языческих) ритуалов дошли до наших дней. До сих пор, иногда можно увидеть около таких валунов букетики цветов, ягоды, грибы или кусочки хлеба. Возможно, каменная баба, не что иное, как валун, по форме напоминающий женскую фигуру природного происхождения.

От западного склона Волчьей горы через заболоченную пойму реки Трубеж (Чернухи) была прослежена мусорно–лаговая дорожка; при чистке русла реки были найдены фрагменты чернолощеного кувшина 17 века и железный нож [11]. Возможно, эти находки являются подтверждением преданий о разбойниках, когда-то обосновавшихся здесь во времена правления Алексея Михайловича Романова. Этих разбойников ещё называли «гулящими людьми». Недовольные режимом правления государя и его вельмож, они сколачивали около себя шайки простых смердов и делали набеги на имения. Эти предания легли в основу некоторых глав книг А.П. Чапыгина «Гулящие люди» и упоминаются в повести А.К. Толстого «Князь Серебряный». Здесь уместно вспомнить, что в 1930 году жителем деревни Родионцево – Петровым, у себя в огороде во время посадки яблонь, в одной из выкапываемых ям, он нашел кольчугу [12].

В окрестностях Берендеева болота много старинных сёл и деревень.

О некоторых из них сохранились предания. Так о селе Давыдово говорится, что оно названо в честь дружинника Давыда, одного из немногих оставшихся в живых русских ратников, вступивших в неравную битву с передовыми отрядами монголов хана Батыя весной 1238 года. Деревенька Дубровка являлась имением князя Александра Ярославовича Невского. Здесь он охотился и сюда вместе с его братом Андреем, великим Владимирским князем, приезжала жена Андрея, приглянувшаяся Александру. Он подарил ей это имение, после чего оно стало именоваться её именем – Дубравкой.

4

Есть предание о победе русских воинов над поляками, которое подтверждено летописными сообщениями.

8 ноября 1612 года произошла битва на поле, расположенном между деревней Милославка и селом Давыдово, русских ополченцев и отрядом пана Сапеги. И там, где речка Ивановка впадает в Берендеево болото, переславские отряды под руководством воеводы Андрея Вильяминова разбили вражескую рать. Интересен топоним деревни Милославка, расшифровку которой дал А.Л. Никитин [6].

История населенного пункта Берендеево начинается с конца 19 века. Станция Берендеево была построена в 1866 году. По замыслам инженеров – строителей железная дорога должна была проходить не здесь, а западней и соединять Сергиев Посад и Переславль-Залесский. Но крупные фабриканты г. Александрова уговорили строителей провести железную дорогу через их город. И, чтобы связать дорогу с Переславлем-Залесским, была построена станция Берендеево с небольшим пристанционным посёлком (сейчас участок торфодобытчиков № 1). В то время, на месте будущего поселка, было несколько домов ямщиков, доставлявших на переславские фабрики сырье и забиравших оттуда готовую продукцию к железной дороге. Здесь же была церковь (в настоящее время восстановлена) и трактир «Голубой Дунай».

В 1918 году, в период экономического и энергетического кризиса, на Волчьей горе начинают сводить лес, строить рабочие бараки и разрабатывать торф. Условия торфодобычи были тяжелые – торф добывали в ручную: по колено в ледяной воде, лопатами резали куски и отвозили на деревянных тачках, потом складывали куски в штабеля. Когда доходили до повышенной влажности в торфе и пнистости, добычу здесь прекращали и переходили в другие места. Запасы торфа Берендеева болота, по оценкам Ленгипроторфа, были колоссальные [13] – 173,5 млн. кубических метров. Уже в 1938 году кусковым методом было добыто 70 тысяч тонн на сумму 246160 рублей курса рубля 1938 года. В начале 50-х годов на торфопредприятии приступили к более прогрессивному методу добычи торфа с применением электрических, а затем дизельных торфоуборочных машин. Разработки торфяника фрезерным способом, когда получали торфяную крошку, позволяло вскрывать большие площади Берендеева болота и вырабатывать торфяную залежь полностью, до слоёв сапропеля или озерного песка.

С освоением этого метода появляется новый посёлок с многоэтажными домами, построенного из шлакобетонного кирпича, магазины, школа, дом культуры, ремонтные мастерские и больничный городок. В начале 60-х годов, в целях противопожарной безопасности торфяника, создаётся искусственное водохранилище-озеро, излюбленное место отдыха и рыбалки жителей Центрального посёлка. А на берегу его, около села Давыдово, строится брикетный завод, выпускающий торфяные брикеты для отопления населенных пунктов Советского Союза.

Разработка торфяника фрезерным методом способствовала разгадке тайн Берендеева болота. С 1964 по 1979 года было открыто более 20-ти археологических памятников от эпохи мезолита до эпохи бронзы 10 – 5 тысячелетие до н.э.

Археологическая разведка и исследования последующих лет автором, совместно с педагогами дополнительного образования г. Александрова – М.Г. Корневым и В.В. Савиным, позволили на южной окраине Волчьей горы открыть археологический памятник Волчья гора.

5

Здесь, на пахоте огородов, нами был собран значительный материал: кремневые орудия, керамика и т.д. Около тысячи артефактов относятся к эпохам позднего мезолита, среднего неолита, ранней бронзы. Единичны находки фрагментов лепной сетчатой и гладкостенной керамики эпохи раннего железа (6 – 5 вв. до н.э.).

Среди массы разновременного подъемного археологического материала здесь были найдены 15 предметов вотивного (посвящённый богам) культового назначения. Это – небольшие плоские камешки из глинистого сланца с тонкой гравировкой в виде решёток (славянский символ «Засеянное поле» [14, 15]), угловых значков (см. рисунок №№ 1 – 3); орнитоморфные фигурки из галек (см. рисунок №№ 5, 6); зооморфная фигурка на кремневой пластине (см. рисунок № 7).

Рис. 1. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символов – Макошь, Засеянное поле и Незасеянное поле.
Рис. 1. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символов – «Макошь», «Засеянное поле» и «Незасеянное поле» [13]. Глинистый сланец.

Рис. 2. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символа – Троян.
Рис. 2. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символа – «Троян» [13]. Глинистый сланец.

Рис. 3. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде букв.
Рис. 3. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде букв. Глинистый сланец.

Рис. 5. Волчья гора. Камень с гравировкой.
Рис. 5. Волчья гора. Камень с гравировкой. Галька.

Рис. 6. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символов – Макошь либо Незасеянное поле.
Рис. 6. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символов – «Макошь» либо «Незасеянное поле». Галька.

Рис. 7. Волчья гора. Камень с гравировкой.
Рис. 7. Волчья гора. Камень с гравировкой. Кремниевая пластина.

Ещё одна зооморфная фигурка – морда зверя, скорее всего медведя, вырезана из известнякового желвака (см. рисунок № 8).

Рис. 8. Волчья гора. Зооморфная фигурка – морда зверя (медведя).
Рис. 8. Волчья гора. Зооморфная фигурка – морда зверя (медведя), известняк.

Основная масса этих предметов культа и искусства каменного века относятся к эпохе мезолита (им более 8 тысяч лет).

К эпохе неолита (чуть более 5 тысяч лет назад) относится сланцевый штамп для орнаментации глиняной посуды. На нём гравировкой изображено жилище (см. рисунок № 9).

Рис. 9. Волчья гора. Штамп с изображением жилища (символ Дый) для орнаментации глиняной посуды.
Рис. 9. Волчья гора. Штамп с изображением жилища (символ «Дый» [13]) для орнаментации глиняной посуды. 5000 до н.э. Сланец.

Уникальной находкой является плоский камешек с рисунком человека. Рисунок выполнен в профиль чёрной минеральной краской, разведённой на жиру (см. рисунок № 4).

Рис. 4. Волчья гора. Камень с рисунком человека. Рисунок выполнен чёрной минеральной краской, разведённой на жиру.
Рис. 4. Волчья гора. Камень с рисунком человека. Рисунок выполнен чёрной минеральной краской, разведённой на жиру.

Пока что трудно хронологизировать эту находку, т.к. в Волго-Окском бассейне такой петроглиф встречается впервые.

Не менее уникальной является ещё одна скульптурка. Это – реалистично выполненная голова человека с четко выделенными чертами лица и нарезным орнаментом головного убора. Скульптурный портрет выполнен из известнякового цилиндрика (см. рисунок № 10).

Рис. 10. Волчья гора. Скульптурный портрет человека с комбинацией символов Новая жизнь и Воды Мары.
Рис. 10. Волчья гора. Скульптурный портрет человека с комбинацией символов «Новая жизнь» и «Воды Мары» [13]. Известняк.

Рис. 11. Волчья гора. Идол с комбинацией символов овая жизнь и Воды Мары. Ранний железный век.
Рис. 11. Волчья гора. Идол с комбинацией символов «Новая жизнь» и «Воды Мары». Ранний железный век.

Рис. 12. Идол из Паншино I. Ранний мезолит.
Рис. 12. Идол из Паншино I. Ранний мезолит.

Эта находка разительно отличается от остальных культовых предметов. Возможно, что эта скульптура – портрет берендея.

Все эти камешки и фигурки найдены на окраине Волчьей горы, там, где местные жители, более всего указывали место нахождения каменной «бабы».

Теперь можно более точно сказать о том, что каменная «баба» была центральной фигурой славянского (языческого) капища, которой поклонялись как в эпоху камня и бронзы, так и одна из племенных групп раннего железного века, которые и дали огромному болоту – Берендеево.

В 1943 году пленные немцы, лагерь которых находился недалеко от Волчьей горы, разбили каменную «бабу», употребив её куски в фундамент строящейся бани…

Советским палеогеографами М.И. Нейштадтом и Н.А. Хотинским на Берендеевом болоте впервые в СССР был применён радиоуглеродный метод датирования болотно-озерных отложений. Удалось установить, что интенсивное заболачивание озера началось 6 тысяч лет назад [16]. Во время археологических разведок нами были обнаружены в торфяных карьерах предметы перводобытчиков торфа: железные оковки деревянных лопат, детали тачек, рельсы узкоколейной железной дороги.

Не менее значимым, чем торф, для народного хозяйства и промышленности оказались колоссальные запасы озёрного ила-сапропеля.

Экологической катастрофой региона в последние годы стали болотные пожары. Не обошли они стороной и Берендеево болото. Пожары уничтожили большие площади. Вместе с торфом были уничтожены бесценные орудия прошлых времён.

6

Интенсивная торфодобыча, а затем и пожары уничтожили места гнездований боровой птицы, места обитания лосей, кабанов и других, более мелких зверей. Змеи расползлись в разные места, в том числе и к жилью людей.

Болото всегда являлось естественным аккумулятором водного баланса большой территории Залесского края. Оно, как и озеро в древние времена, дает жизнь двум рекам – Малому Киржачу и Трубежу. Но из-за инженерного просчёта 50-х годов, когда осушительными каналами основной поток был направлен в реку Малый Киржач, река Трубеж безвозвратно обмелела, а жемчужина Залесья – Плещеево озеро стало мелеть и зарастать.

Берендеево болото, несомненно, является историческим и природным памятником центра России. Берендеево болото является неотъемлемой частью Переславского края – края, богатого своей историей и культурой. Края воспетого в легендах, преданиях, песнях.

Любовь к своему краю, народу и его истории вряд ли можно выразить лучше, чем в своем стихотворении это сделал в начале 20 века краевед Сергей Евгеньевич Елховский:



«К тебе, родимое Залесье,
Где всё так дышит стариной,
Где столько сказок, столько песен,
К тебе лечу своей мечтой.
Купань, Усолье, Кухмарь, Вёкса,
Старинный кремль в кольце валов,
Где Трубеж преданно улёгся
Хранить безмолвно быль веков.
Шумит Плещеево играя,
О чём-то шепчутся леса,
В душе звенят, не умолкая,
Родного края голоса.
– Ты знаешь, - шепчет Синий камень.
– Ты знаешь, помнишь, что я бог?
Нет разговоров между нами,
Клади, раб, жертву мне у ног.
– Скорей, скорей, бушуют волны,
Враги у стен, спасайсь в ладье!
Плыви, греби! Кто кроме молний
Тебя достанет на воде?
– На Берендеево болото –
Стучит в лесу осенний дождь –
Ты не ходи, там водит кто-то
Как «баба» сгинешь, пропадёшь.
О, край! О, синее Залесье!
Цепь изумрудных берегов,
Какое сердце не загрезит
Волшебной былью твоих снов!»


Бакаев А.М.

Литература:


  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», в 86 томах, 1890 – 1907.

  2. Повести из русских преданий. «Журнал пешеходцев», - М.: 1834.

  3. «Дамский журнал», издаваемый князем Шаликовым, 1827, ч. 19, № 13.

  4. Хвостов Д.И., О знаменитостях Переславля-Залесского в древние и новые времена и шестое воскресенье в Переславль-Залесском, СПб. 1820.

  5. Топоним «Давыдово» взят из местного предания.

  6. Никитин А.Л., Распахнутая земля, - М.: 1973.

  7. Васильев С.Д., Памятники истории в окрестностях Переславля-Залесского, Ярославль. 1968.

  8. Карамзин Н.М., История государства Российского, Т. 2.

  9. Греков Б.Н., История Киевской Руси.

  10. Архив Елховского С.Е.

  11. Доклады ПЕЗАНПРОБ. Торфяной фонд Ярославской области, - М.: 1947.

  12. Переданы автором в Переславль-Залесский историко-художественный музей.

  13. Хранится в фондах Переславль-Залесского музея.

  14. Поступили сообщения местных жителей о находках на Волчьей горе железных обломков сабель, наконечников стрел и медных монет.

  15. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации. – М.: 2006 – 2007.

  16. Тюняев А.А., Энциклопедия свастических символов. – М.: 2006 – 2007.

  17. Хотинский Н.А, Голоцен Северной Евразии, - М.: 1977.

Profile

ollieta
ollieta

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel